Д О С У Ж Е В

ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ИЗ ВИТЕБСКА

КВАДРАТ

Без рубрики
«Квадрат» (1987 – 1994) – творческое объединение художников, созданное 16 марта 1987 года. В его задачу входила организованная оппозиция официальному искусству и утверждение эстетических принципов русского авангарда и постмодернизма в художественной жизни Беларуси.

В «КВАДРАТ» вошли десять художников разных направлений (от беспредметного искусства до фигуративной живописи) и разных видов искусства: Александр Малей, Александр Досужев, Валерий Счастный, Николай Дундин, Александр Слепов, Валерий Чукин, Виктор Шилко, а также Татьяна и Юрий Руденко и Виктор Михайловский (до 1990).

Работа «Квадрата» строилась в форме акций и акций-выставок. Первой стала выставка «Эксперимент» (1988), посвящённая 110-летию Казимира Малевича (Витебск). В акции принимали участие члены группы «Плюралис» (Минск) и художники из Ленинграда. Затем последовали выставки-акции «Природа и культура», «Цветы и живопись», «Человек и Вселенная» и др. Проводились совместные выставки с художниками андеграунда Минска, Москвы, Ленинграда.

Общей идеей выставки «Природа и культура» (1989) стало утверждение, что обедненный духовный мир человека сводит на нет любые достижения в области социального и экономического развития, и, главное, — углубляет пропасть между человеком и природой. К тому периоду относится известная фотосессия на городской помойке.
В то время «Квадрат» буквально «взрывал» спокойную художественную жизнь Витебска своими громкими акциями и перфомансами.

Последняя акция — проведение I Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность» (20.08 – 15.09. 1994 г.). На ее открытии присутствовали гости из Государственного Русского музея (С.-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Фонда Малевича (Москва), Национального художественного музея (Минск), представители Витебского отделения Белорусского Фонда Сороса, критики и искусствоведы журналов «Мастацтва» (Минск), «Декоративное искусство» (Москва), независимого издания «Супремус» (Москва), а также представители зарубежной и отечественной прессы.

Концептуально данная акция выстраивалась на основе творчества витебских художников, так как пленэр был посвящен витебскому периоду творчества К. Малевича и УНОВИСА. Художники попытались представить зрителю все стороны концептуального искусства: инсталляцию, перфоманс, фигуративную живопись, абстрактный экспрессионизм, супрематические композиции.

Идея «Квадрата» была простой: создать творческое пространство, среду, в которой каждый мог бы развиваться, не мешая друг другу. Кстати, это было первое объединение художников в Беларуси, и, можно сказать, оно стало потребностью, дыханием времени на изломе эпохи застоя

Объединение объявило новую теорию художественного развития, широко использующую знаковые формы. Художники-члены «Квадрата» своими работами принялись убеждать зрителя в том, что произведение изобразительного искусства, не имея сюжета, способно воздействовать на человека. А. Малей и А. Досужев в творческой деятельности пытались найти пути дальнейшего развития супрематизма, наполняя идеи К. Малевича современным содержанием.

За время своего существования «Квадрат» представлял витебскую художественную школу на выставках в России, Германии, Польше, Испании. Члены объединения выставлялись в Италии, Финляндии, Южной Корее, Канаде, США, Израиле и даже в далекой Австралии.

В 1994 году объединение распалось. Официальной причиной высказывалась идея, что «Квадрат» выполнил свою основную функцию реабилитации концептуального искусства в белорусской культуре. Однако, по мнению самих членов группы, художники «выросли» из объединения, у каждого из них к тому времени сформировался свой индивидуальный пластический язык, и концепция объединения о придерживаемости только неформальной живописи стала их стеснять, а потому они решили далее самостоятельно развивать личностные стилевые характеристики творчества.

(в тексте использованы фрагменты статей А.Малея, О. Иноземцевой)